Бизнес пространство

Государственная программа российской федерации "развитие здравоохранения". Государственная программа российской федерации Итоги реализации государственной программы развитие образования

Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. Программа была разработана в целях обеспечения высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, повышения эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.


I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I.1. Общая характеристика сферы реализации Программы

Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. За 2009—2011 годы системой были охвачены более 70 процентов от общего числа детей, которым это показано.

Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

II.3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы

Системные результаты

[…]Увеличится доля образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов. Будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. […]

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы

В Программе определены также стратегические направления развития образования, под которые выделены отдельные основные мероприятия:

создание условий для обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (основное мероприятие 1.7 подпрограммы 1, основное мероприятие 2.5 подпрограммы 2) и ряд других основных мероприятий и мер.

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования», описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Основное мероприятие 1.7 подпрограммы

1 Основное мероприятие 1.7 «Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования» направлено на создание современных условий для работы преподавателей и исследователей, для обучения и проживания студентов. Это потребует увеличения объемов расходов на строительство или модернизацию кампусов и общежитий, в том числе — в связи с увеличением в последние годы в вузах доли иногородних студентов, нуждающихся в местах в общежитиях.

В 1990-е годы и начале 2000-х годов финансирование материально-технической базы, включая проведение капитального и текущего ремонта зданий и сооружений организаций профессионального образования, позволяющего поддерживать их в надлежащем состоянии, не обеспечивалось в необходимом объеме, что в конечном итоге привело к ее значительному физическому износу. При этом в некоторых случаях здания и сооружения организаций профессионального образования пришли в аварийное состояние.

В рамках данного основного мероприятия 1.7 будет профинансировано проведение капитального ремонта в организациях профессионального образования, и в целом — решения проблем ветхости их материальной базы, строительства учебно-лабораторных зданий и других объектов научно-образовательной инфраструктуры, в том числе создания безбарьерной среды для инвалидов в организациях профессионального образования, обновления и строительства общежитий, спортивных объектов, кампусов для организаций профессионального образования, включая строительство 500 бассейнов для вузов.

Модернизации инфраструктуры системы профессионального образования, направленная на создание современных условий для работы преподавателей, для обучения и проживания студентов, будет в том числе решаться с использованием механизмов частно-государственного партнерства и привлечения частных инвестиций.

Мероприятия по улучшению материально-технической базы сферы профессионального образования предусмотрены также в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы.

С учетом этого укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры учреждений профессионального образования в 2016—2020 годах позволит:

  • включить организации профессионального образования в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснастить их современным оборудованием, приборами, материалами;
  • поддержать развитие инфраструктуры ведущих вузов и опорных организаций профессионального образования в субъектах Российской Федерации;
  • создать условия для развития межвузовской кооперации, обмена ресурсами, академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.

В период 2016—2020 годов в рамках основного мероприятия 1.7 предстоит реализовать пять комплексов мер:

1. «Современные учебные помещения» (строительство, реконструкция, техническое перевооружение учебных корпусов или учебно-лабораторных корпусов.

2. «Современная инфраструктура образовательных учреждений» — строительство, реконструкция, техническое перевооружение инфраструктурных объектов, таких как библиотеки, спортивные объекты и иные).

3. «Создание кампусов ведущих вузов» — строительство кампусов с перебазированием из существующих помещений, создание многопрофильных кластерных кампусов, в том числе развитие кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)».

4. «Восполнение дефицита мест в общежитиях» — (строительство, реконструкция, техническое перевооружение общежитий).

5. «Повышение эффективности управления имуществом».

Основными факторами, влияющими на реализацию указанных комплексов мер, будут являться обеспечение эффективного функционирования сети организаций профессионального образования и обеспечение эффективного использования имеющегося имущественного комплекса.

Меры по обеспечению эффективного функционирования сети предусмотрены в основном мероприятии 1.5. Меры по обеспечению эффективного использования имеющегося имущественного комплекса будут реализованы в рамках концепции осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника подведомственных организаций.

Мероприятия по обеспечению эффективности использования имущества включают:

  • формирование требований к управлению имущественными комплексами государственных образовательных организаций;
  • разработку и реализацию образовательными организациями программ развития и использования имущественных комплексов;
  • вовлечение в процесс использования имущества, не используемого в основной деятельности государственных образовательных организаций.

При выполнении основного мероприятия 1.7 особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования, снижения уровня коммунальных платежей за счет внедрения и поддержки механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций, в том числе при формировании и реализации долгосрочных программ, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергоресурсов.

Начиная с 2016 года, в рамках данного основного мероприятия будет продолжена работа по развитию и модернизации механизмов хозяйственной самостоятельности в образовательных организациях, направленных на внедрение и поддержку проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эта работа станет продолжением мероприятия по распространению во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных организациях, реализуемого в 2011—2015 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Будут обеспечены разработка и широкое внедрение в образовательных организациях энергосберегающих технологий и оборудования, мероприятий по техническому перевооружению и модернизации систем энергопотребления образовательных организаций с целью повышения энергобезопасности и снижению коммунальных платежей при обеспечении необходимых санитарных норм проведения учебного процесса. На регулярной основе будут обеспечены:

  • мониторинг эффективности использования энергоресурсов и сопровождение реализации энергосберегающих мероприятий в образовательных организациях Российской Федерации;
  • обучение и консультирование работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности;
  • внедрение передовых технологий энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • распространение знаний в области энергоэффективности в сфере профессиональной целевой аудитории и среди всех учащихся в системе образования Российской Федерации.

Результатом станет снижение удельного расхода энергии в образовательных организациях за счет проведения мероприятий, связанных с внедрением энергосберегающих технологий в системе образования.

Подробная информация об объектах инвестиционного вложения представлена в приложении к Программе.

Основное мероприятие 1.7 направлено на достижение показателей подпрограммы 1 «Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе», «обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования)».

Результатами реализации основного мероприятия станут:

  • обеспечение ведущих вузов современными кампусами;
  • обеспечение возможности проживания в современных общежитиях для всех студентов государственных и муниципальных вузов, имеющих потребность в общежитии;
  • увеличение с 3 процентов до 25 процентов организаций среднего профессионального образования и вузов, здания которых приспособлены для обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основное мероприятие 1.7 будет реализовываться на протяжении всего периода действия Программы — с 2013 по 2020 годы.

Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»

Основное мероприятие 2.5 подпрограммы 2 Основное мероприятие 2.5 «Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» направлено на обеспечение доступности качественных образовательных услуг детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках основного мероприятия 2.5 будет продолжено развитие системы обучения детей-инвалидов на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Будут обеспечены разработка и внедрение федеральных требований к реализации программ дошкольного образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования для детей-инвалидов. В рамках данного основного мероприятия субъектами Российской Федерации будут реализованы программы обеспечения качественного дошкольного, общего образования и дополнительного образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие меры по созданию безбарьерной среды обучения, развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Стимулирование названных мер будет обеспечиваться посредством выделения субсидий из федерального бюджета в случае положительного решения о выделении из федерального бюджета единой субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональных образовательных систем. На конкурсной основе поддержку получат программы 30 субъектов Российской Федерации.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования будет реализовываться мероприятие по развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке и повышению квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей инвалидов.

На федеральном и региональном уровне получат поддержку социально-ориентированные некоммерческие организации, реализующие проекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.

Реализация основного мероприятия 2.5 направлена на достижение целевого показателя подпрограммы 2 Программы «удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение».

В результате реализации данного основного мероприятия детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного или инклюзивного образования.

Сроки реализации основного мероприятия 2.5 — 2013—2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия являются:

в части организации и финансового обеспечения федеральных мероприятий по реализации моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — Министерство образования и науки Российской Федерации, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;

в части организации и финансового обеспечения региональных мероприятий по реализации моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в части нормативного правового обеспечения реализации моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья и стимулирования реализации федеральной субъектами Российской Федерации государственной политики в области образования — Министерство образования и науки Российской Федерации. […]

  • VII. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" реализуемых федеральных целевых программ
  • VIII. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • IX. Описание мер правового регулирования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • X. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • XI. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
  • XIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • XIV. Анализ рисков реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и описание мер управления рисками реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • XV. Методика оценки эффективности государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • XVI. Оценка планируемой эффективности государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • XVII. Подпрограммы государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и федеральные целевые программы (паспорта федеральных целевых программ)
    • Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"
      • ПАСПОРТ Подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
      • 1.2. Приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования"
      • 1.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.11. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 1.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
    • Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • ПАСПОРТ Подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
      • 2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы.2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.11. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 2.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
    • Подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
      • ПАСПОРТ Подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 3.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 3.2. Приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
      • 3.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 3.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 3.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 3.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 3.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
      • 3.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
      • 3.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
      • 3.11. Анализ рисков реализации и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
      • 3.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
    • Подпрограмма 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования"
      • ПАСПОРТ Подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
      • 4.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и прочие мероприятия в области образования", описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
      • 4.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.4. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.5. Характеристика мер государственного регулирования в рамках подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.6. Характеристика мер правового регулирования в рамках подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
      • 4.7. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.8. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.9. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.10. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.11. Анализ рисков реализации подпрограммы 4 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
      • 4.12. Участие субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы 4 "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
    • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
      • ПАСПОРТ Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
    • Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы
      • Примечания

        Завершится реализация ФЦПРО, результатом которой станет внедрение новых моделей управления и оценки качества в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.

        Наряду с этим на 1-м этапе Государственной программы будет осуществлена поддержка инновационный сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования, как в областях отставания, так и в областях потенциального международного лидерства.

        На этом этапе также сформируется группа регионов - лидеров, которые получат поддержку в комплексной модернизации систем образования.

        Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества.

        До десяти ведущих вузах России получат поддержку программ обеспечения международной конкурентоспособности.

        Структура образовательных программ профессионального образования будет приведена в соответствие с потребностями экономики. Будут разработаны и введены механизмы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования.

        Это позволит стабилизировать ситуацию в системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой.

        Второй этап Государственной программы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности российского образования, усиления вклада образования в социально-экономическое развития страны, а также на распространение лучших практик из регионов-лидеров на все регионы страны. Модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, создана высокотехнологичная образовательная среда.

        Будут сформированы основные компоненты целостной национальной системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов.

        Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая ведение публичных рейтингов их деятельности.

        Во всех регионах будут сформированы современные сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования.

        На третьем этапе реализации Государственной программы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.

        В центре внимания окажется система сервисов дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть, образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

        По ключевым показателям качества образовательных результатов российское образование достигнет уровня ведущих развитых стран, а по отдельным направлениям займет лидирующие позиции.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на годы ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р


    Цели Государственной программы: обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.


    Срок реализации госпрограммы годы этапы: первый годы, второй годы, третий годы. Текст распоряжения об утверждении государственной программы "Развитие образования" на годы опубликован на официальном сайте правительства Российской Федерации.


    В государственную программу включены следующие подпрограммы и федеральные целевые программы: "Развитие профессионального образования"; "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"; "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"; "Вовлечение молодежи в социальную практику"; "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на годы"; федеральная целевая программа "Русский язык" на годы; федеральная целевая программа развития образования на годы.


    Задачи Государственной Программы - Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия


    Целевые индикаторы и показатели Государственной программы - Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет; - доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе); - отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ; - удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся; - удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности; - охват населения программами непрерывного образования (удельный вес занятого населения в возрасте лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы


    Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы - Прогнозный объем финансирования Государственной программы (в ценах соответствующих лет) за счет средств федерального бюджета составит (тыс. рублей): ,44 тыс. рублей (в том числе дополнительные ассигнования федерального бюджета на 2013 и 2014 годы в размере,15тыс. рублей)


    В том числе: а) в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ: подпрограмма 1 – ,30 тыс. рублей; подпрограмма 2 – ,81 тыс. рублей; подпрограмма 3 – ,67 тыс. рублей; подпрограмма 4 – ,66 тыс. рублей; Федеральная целевая программа развития образования на годы – ,00 тыс. рублей; Федеральная целевая программа «Русский язык» на годы – ,00 тыс. рублей;


    По годам реализации: 2013 год – ,60 тыс. рублей 2014 год – ,30 тыс. рублей 2015 год – ,32 тыс. рублей 2016 год – ,80 тыс. рублей 2017 год – ,22 тыс. рублей 2018 год – ,37 тыс. рублей 2019 год – ,40 тыс. рублей 2020 год – ,29тыс. рублей


    Ожидаемые результаты реализации Государственной программы -улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); - повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; - совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 5,4 до 6,5 %; - повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных)заданий); - повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; - будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;


    Будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3 лет); - будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения; во всех общеобразовательных учреждениях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; - не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы - увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов; - будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; - увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства; - будет сформирована сеть ведущих вузов страны;


    Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года: 1. обеспечение доступности дошкольного образования; 2. развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека; 3. модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность; 4. укрепление единства образовательного пространства России, что предполагает: выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы России


    Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года Профессиональное и непрерывное образование В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте лет на % к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года приведет и к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынке труда. В долгосрочной перспективе (к 2025 году) соответствующие негативные тенденции могут привести к сокращению российского ВВП в реальном выражении не менее чем на 10 %, а с учетом роста ожидаемой продолжительности жизни населения ВВП на душу населения в реальном выражении может снизиться на % по отношению к уровню 2010 года. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.


    В результате реализации Государственной программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний, приведет к повышению роли корпоративной подготовки, к более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда. -Эта сеть будет включать ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров. - Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в национальных исследовательских и федеральных университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. - К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.


    Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей учреждений и организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными программами. С другой стороны, ведущие компании разных отраслей будут также совместно с государством развивать сети учреждений, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и СПО в конкретных отраслях.


    Укрупнение вузов и учреждений среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа. Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Повышение качества рабочих мест и среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышение квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни.


    Общее, дошкольное и дополнительное образование Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования окажут четыре внешних тенденции: Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста. Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе – отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.


    Особенностью сети учреждений и организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет. - Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей.


    Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).


    В целях стимулирования перспективных выпускников высших учебных заведений педагогического профиля для их работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях, осуществляется конкурсный отбор и финансовая поддержка лучших молодых учителей в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы, различные меры в региональных программах развития образования. Начнется реализация проекта создания в регионах специальной ипотеки для молодых сельских учителей с пониженной ставкой, с минимальным первоначальным взносом и без ограничений по размерам зарплаты. Однако проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школу, но и в наличии мест для них (количество педагогических вакансий сокращается (в 2008 году - 40 тысяч вакансий педагогов, в 2011 году –8,3 тысячи) и закреплении молодых учителей (за последние пять лет доля учителей со стажем до 2-х лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет – сократилась).





    Похожие публикации