Бизнес пространство

Налоговый маневр в нефтяной отрасли. Законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли внесли в госдуму. Экспортная пошлина и ндпи

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013 - 2014 годах, получила название налогового маневра. При этом важно отметить, что законодательные изменения, принятые в 2014 году, - это уже четвертый нефтяной налоговый маневр в истории налогообложения нефтяного сектора.

Первые изменения были осуществлены в период 1995 - 1996 годов, когда экономическая ситуация в стране сильно отличалась от текущей. В то время было принято решение отказаться от экспортных пошлин, но при этом выпадающие доходы бюджета были частично компенсированы ростом акцизов на нефть.

В середине 1999 года было решено вернуться к взиманию экспортных таможенных пошлин, причем такие пошлины были также введены и в отношении нефтепродуктов. В период с 1999 года по 2011 год экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты двигались разнонаправленно - иногда они выравнивались, иногда принимались решения об их дифференциации. При этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортных пошлин оказывались либо выше, либо ниже ставок пошлин на нефть.

Основной целью политики экспортных пошлин на нефтепродукты была максимальная загрузка перерабатывающих мощностей и создание стимулов для экспорта не нефти, а продуктов ее переработки. При этом предполагалось, что нефтепереработка создает добавленную стоимость, однако на практике это происходит только при значительной доле выпуска светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта. В России же большинство нефтеперерабатывающих мощностей удалены от рынков, поэтому при значительном объеме экспорта нефтепродуктов стоимость в основном не создается.

Однако созданная в течение 2000-х годов система экспортных пошлин привела к тому, что российская нефтепереработка вне зависимости от ее глубины получала значительную субсидию за счет федерального бюджета, которая образовывалась за счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, создавались стимулы к наращиванию первичной переработки нефти как наименее затратному способу получения такой субсидии. В результате, глубина переработки за период действия такой системы пошлин практически не менялась, а экспорт нефтепродуктов существенно увеличился.

С ростом цен на нефть регулирующая роль пошлин, характер их влияния на добычу, переработку и потребителей стали весьма заметными. Именно с конца 2000-х годов начались активные реформы системы пошлин и НДПИ на нефть. В 2011 году было принято решение о переходе на систему ставок экспортной пошлины "60-66-90", которая предусматривала введение ставки пошлины на темные нефтепродукты, равную ставке пошлины на нефть с 2015 года. В 2013 году был предпринят очередной шаг в направлении реформы - снижение ставок пошлины на нефть на период 2014 - 2016 годов и одновременное увеличение ставок НДПИ на нефть.

Тем временем, уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся. В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них. Однако трехлетние законы о федеральном бюджете в течение нескольких лет предусматривают дополнительные доходы от роста ставок пошлины (более 340 млрд. рублей в условиях цен на нефть и курса рубля к доллару, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития 2014 года). Поэтому простой отказ от повышения пошлины на темные нефтепродукты означал бы либо рост бюджетного дефицита на соответствующую величину, либо необходимость поиска источников замещения выпадающих доходов. В этой связи любые оценки бюджетного эффекта от "налогового маневра" необходимо проводить в сравнении с условиями 2015 года, то есть введением 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты.

"Налоговый маневр" 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2014 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Принятые в 2014 году решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли ("налоговый маневр") не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, "цена маневра" для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Минфином России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году. Предполагалось, что остаток (а это около 200 млрд. рублей) будет распределен между потребителями нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит дополнительные доходы в виде роста доходности от добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.

Предварительный анализ последствий реализации "налогового маневра", сделанный по итогам I квартала 2015 года, показывает, что хотя такие последствия несколько отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.

Так, в течение прошедших месяцев 2015 года денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний, исчисленные в рублях, превышали соответствующие величины, которые прогнозировались при разработке и принятии решений "налогового маневра" (то есть при цене нефти 100 долларов за баррель и курсе 38 рублей за доллар), примерно на 10%. При этом доходы федерального бюджета от налогов на нефтяной сектор (также исчисляемые в рублях) уменьшились за первый квартал 2015 года в среднем на 28% по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене нефти 100 долларов за баррель.

Таким образом, в настоящее время нет объективных причин для пересмотра решений, принятых в рамках "налогового маневра". В дальнейшем необходимо проводить периодический мониторинг публичной финансовой отчетности компаний нефтяной отрасли, а также отслеживать динамику бюджетных доходов от этого сектора, с тем чтобы в случае необходимости оперативно реагировать на возможные проблемы.

Налоговая реформа в нефтегазовой отрасли может привести к социальному взрыву

Задумывается эта реформа, прежде всего, в интересах бюджета. Размер экспортной пошлины привязан к мировым ценам на углеводороды. В условиях их низкого уровня поступления в казну сокращаются пугающими темпами. Если физический объем экспорта российской нефти по итогам первого полугодия вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 127,8 млн тонн, то за это же время доходы России от экспорта нефти сократились на 30% – до 39,3 млрд долларов.

К числу важных новшеств, которые ожидают отечественную экономику в будущем году, необходимо отнести т.н. налоговый маневр. В настоящее время российские компании, добывающие природные ресурсы и экспортирующие их за рубеж, платят экспортную пошлину плюс налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый маневр предполагает сокращение до 30% в 2017 г. с нынешних 42% экспортной пошлины и последующее ее обнуление в 2018 г. с переносом фискальной нагрузки сырьевого сектора на НДПИ, ставка которого, по одному из вариантов, в будущем году вырастет для нефти до 919 руб. за тонну с нынешних 857 рублей.

Что же касается НДПИ, то для нефти, природного газа и угля налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого. А с количеством у нас полный порядок. В августе этого года объемы добычи нефти в России превысили 11 млн баррелей в сутки - максимальный показатель за последние 25 лет. Этот рекорд лишь немного уступает абсолютному максимуму СССР, который был достигнут в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки, причем с учетом данных Азербайджана и трех среднеазиатских республик.

Налоговый маневр может быть дополнен налогом на добавленный доход (НДД), которым облагаются не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Законопроект о переходе на НДД (при сохранении НДПИ) в нефтяной отрасли должен вступить в силу с 2017 года, а начать применяться с 2018 года, как следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. По подсчетам Минфина внедрение этих новаций и отмена экспортных пошлин на нефть может принести бюджету около 600 млрд рублей дополнительных доходов.

Все бы ничего, только у налогового маневра есть одно очень неприятное последствие. Экспортная пошлина формирует разницу между внутренними и внешними ценами на углеводороды. Снижение пошлины, тем паче ее ликвидация приведет к нивелированию цен.

Данную проблему в 2012 году обстоятельно проанализировали специалисты Института экономической политики им. Гайдара, которые в принципе ратуя за налоговый маневр, вынуждены были сделать весьма красноречивое признание: «Основная проблема такой реформы заключается в том, что неизбежный при отмене экспортных пошлин рост внутренних цен на нефтепродукты может негативно отразиться на экономическом росте, оказать негативное влияние на благосостояние потребителей, привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности в обществе».

В соответствующих ведомствах, безусловно, наслышаны об этих рисках, потому по поводу реформы и вариантов ее реализации продолжается оживленная дискуссия. На днях А. Дворкович отметил, что правительство продолжает обсуждать объемы, и механизмы повышения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на 2017-2019 годы: «Мы обсуждаем три основных вопроса. Первое – завершение налогового маневра, здесь есть общая готовность это делать, то есть экспортная пошлина должна снизиться до 30%, должен подняться НДПИ. Вторая часть – это то, что касается планов правительства мобилизовать чуть больше доходов от нефтяного сектора, это мы пока обсуждаем, как это сделать, в каком объеме, в каком соотношении к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизов».

Про акцизы стоит упомянуть отдельно. В 2017 году планируется сокращение ставки акцизов на топливо, в частности акциз на бензин должен уменьшится с действующей ставки 10,13 тыс рублей до 7,43 тыс рублей за тонну. Однако недавно стало известно, что в правительстве обсуждается схема, которая подразумевает более скромное повышение ставок НДПИ за счет сохранения или даже повышения акцизов. Этот вариант продавливают нефтяники под предлогом необходимости сохранения инвестиционных программ добывающих компаний.

Таким образом, за счет повышения цен на топливо они рассчитывают рост налоговой нагрузки на отрасль частично переложить на потребителей.

Опрошенные РИА Новости аналитики подсчитали, что если государство примет решение о сборе дополнительных средств в бюджет только за счет роста акцизов на топливо, они вырастут в среднем на 18% и составят дополнительно 1,4-1,6 рубля за литр бензина, 0,7-0,8 рубля за литр дизеля, что может привести к пропорциональному росту цен.

Получается, что налоговый маневр может спровоцировать двойной удар по частному потребителю и экономическим субъектам: за счет роста внутренних цен на топливо и за счет роста акцизов, который опять же повлечет за собой рост цен. Если первое – неизбежное следствие отмены экспортных пошлин, то второе результат лоббистских усилий нефтяных корпораций. И это в данной ситуации самое тревожное, поскольку на всевозможных правительственных совещаниях интересы потребителей, похоже, никто не представляет.

Специально для «Столетия»

Цель - увеличить доходы бюджета +1,6 трлн руб в теч. 6 лет.
Как?
Сокращение экспортной пошлины на нефть поэтапно с 2019 по 2024 год.
Одновременно, будет повышен НДПИ.

Отмена экспортной пошлины сделает экспорт более выгодным, а значит, продавать бензин внутри страны станет еще более невыгодно, либо должны повыситься цены на бензин (т.к. внутренние цены следуют за экспортными плюс размер акциза). Чтобы этого не произошло, будет предусмотрена компенсация:
НПЗ, выпускающие бензин, получат отрицательный акциз = -3тыс.руб на тонну.
Это только для крупных заводов у к-х более 10% приходится на бензин 5 класса.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Потому что сейчас из-за роста цен на нефть и курса бакса, производить и продавать бензин на АЗС в РФ стало убыточно. Я об этом . А вот что говорит гендир Газпромнефти Дюков:
Розничная сеть АЗС работает в убыток - 2,5–4 тыс. руб. на тонну (1,9-3 руб/литр). Долго независимые сети, если они работают честно… так работать не могут.
НПЗ, которые не выпускают бензин, вообще никаких льгот не получат.
Вводится плавающий акциз = возврат 1/2 разницы между экспортом и внутр. ценой.
Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое
Коммерсант пишет , что налоговый маневр негативен для НПЗ:
предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах

Я пока не понимаю почему такой вывод, если-таки планируется установить отрицательный акциз.
Но вообще я слушал недавние высказывания премьера, он похоже как и наше население, наивно думает, что НПЗ получают на переработку бесплатную нефть и ничего зарабатывать не должны:))

Совещаение у Козака по налоговому маневру состоится завтра, 14 июня 2018, после чего законопроект будет внесен в Госдуму.

Атон пишет, что новый закон определению приведет к росту цен на моторные топлива в России, поскольку:

1). Экспорт станет более привлекательным, чем внутренние поставки;

2). Отмена экспортной пошлины приведет к удорожанию сырья - цены на нефть нетбэк.
Мое мнение: вроде как бензин из-за плавающего акциза не должен повыситься в цене, напротив, он не будет расти вслед за ценами на нефть.
А вот другое топливо, такое как судовое топливо и авиакеросин могут подорожать экстремально, т.к. пока по ним никаких налоговых льгот не предусмотрено.

Идея с плавающей ставкой акцизного налога (в настоящее время есть только фиксированные акцизы) выглядит разумной для нас, поскольку она должна привести к более гибкому ценообразованию в отношении внутренней цены на нефтепродукты, отражающему ситуацию на рынках, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.
p.s. окончательные параметры закона пока не утверждены. ждем конкретику.

Суммарная прибыль российских нефтяных компаний за 2017 год составляет 1,45 трлн руб:

Налоговый маневр будет уменьшать прибыль сектора на 1,6/6=267 млрд руб, что составляет 18% прибыли сектора за 2017 год .
весьма неслабый маневр, при том, что конъюнктура 2017 г была неплохой:)

mozgovik.com/ - подписка на исследования рынка

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли с 2019 года - резкая отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с повышением НДПИ - могла бы принести бюджету РФ около 4,4 трлн руб. до 2025 года, считают эксперты Института Гайдара. При этом они не предлагают компенсационного снижения акцизов, из-за чего с 2019 по 2024 год цены на бензин могут вырасти на 17% без учета инфляции. Российским НПЗ, большая часть которых в глубине страны из-за маневра окажется в зоне отрицательной рентабельности, предлагается дать субсидии, которые будут постепенно сокращаться до нуля к 2024 году в рамках логики «модернизируйся или умри». Источники “Ъ” в отрасли и правительстве, а также аналитики считают предложение недостаточно продуманным.


Тема завершения налогового маневра в нефтяной отрасли была вновь поднята в сентябрьском выпуске мониторинга экономического развития РФ, который делают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Под налоговым маневром понимается отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и перенесение налоговой нагрузки полностью на добычу нефти через увеличение НДПИ. По оценке заведующего лабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Андрея Каукина, завершение маневра с 1 января 2019 года дало бы в следующие пять лет прирост доходов бюджета на 4,4 трлн руб., а также способствовало бы оптимизации нефтепереработки в РФ. Эксперты института предлагают сохранить акцизы на бензин на уровне 2018 года, в результате чего, по их оценкам, розничные цены на бензин с 2019 по 2024 год вырастут на 16,7% в реальном выражении вследствие роста внутренних цен на нефть (из-за повышения НДПИ) и снижения экспортного netback (из-за обнуления пошлин). Минфин, который разрабатывал сходные предложения в 2016 году, предусматривал снижение акцизов, чтобы отчасти защитить потребителей от роста цен на топливо.

Эксперты института, как и Минфин ранее, предлагают дать НПЗ субсидии, поскольку без них даже самые современные российские заводы окажутся на грани рентабельности, а большинство заводов - за ней. Сейчас уровень экспортных пошлин на светлые нефтепродукты существенно ниже, чем на нефть, и эта разница является фактически налоговой субсидией для нефтепереработки. С обнулением пошлин эта субсидия исчезнет.

При этом эксперты Института Гайдара предлагают давать «паушальную субсидию» (единовременная выплата) всем НПЗ, которая будет вначале довольно значительна (841 млрд руб. в 2019 году), однако к 2024 году должна сократиться до нуля. Такой подход, по мнению авторов мониторинга, заставит НПЗ либо модернизировать производство, либо закрыться. «Некоторые заводы без модернизации своих мощностей не смогут функционировать с положительной рентабельностью и будут вынуждены запустить процесс модернизации. Субсидия таким НПЗ направлена на обеспечение их функционирования в переходном периоде. Субсидия также может быть предоставлена тем НПЗ, которые уже начали процесс модернизации для обеспечения возврата на уже осуществленные инвестиции»,- отмечают они. Но остается неясным, как будет определяться субсидия для конкретных НПЗ.

Между тем этот вопрос является ключевым в дискуссии о завершении налогового маневра. Когда идея о резком завершении маневра впервые появилась в Минфине в 2015 году, она рассматривалась прежде всего как средство экстренного наполнения бюджета в условиях, если цены на нефть будут устойчиво ниже $40 за баррель. Уже в 2016 году, когда бюджетная ситуация улучшилась, Минфин прекратил настойчиво лоббировать завершение маневра.

Сложность ситуации в том, что нефтепереработке РФ в целом необходимы субсидии из-за так называемого логистического отставания заводов, расположенных вдалеке от портов в глубине страны. Это связано с тем, что перевозка нефтепродуктов по железной дороге заведомо дороже, чем транспортировка нефти по трубопроводу. В нормальных экономических условиях всегда будет выгоднее экспортировать нефть и перерабатывать ее на НПЗ в Европе или Азии, расположенных рядом с потребителями. Поскольку нефтепереработка в РФ ориентирована на экспорт (как минимум мазута и дизтоплива), она без субсидий не сможет конкурировать с зарубежными НПЗ, даже если полностью модернизировать российские заводы. Это приведет к тому, что часть НПЗ в России нужно будет закрыть, что существенно повлияет на топливный баланс в регионах. Как не раз отмечали собеседники “Ъ” в Минэнерго, придется решать социальные вопросы и так далее, так как до сих пор в России не было опыта закрытия крупных НПЗ.

Соответственно, вопрос в том, по каким критериям выдавать субсидии. Если выдавать их исходя из поддержания нормальной рентабельности всех НПЗ, это приведет к абсурдной ситуации, когда наибольшую субсидию получат наиболее примитивные и технологически отсталые «самовары», владельцы которых не вкладывались в модернизацию. Другой вариант - выдавать субсидии в «ручном режиме» исходя из важности того или иного завода для обеспечения топливом российских потребителей (так отсекаются небольшие простые НПЗ). Но такой механизм не слишком справедлив по отношению к владельцам крупных модернизированных НПЗ, которым субсидия может не понадобиться.

В конце 2016 года обсуждался вариант привязать выдачу субсидий к поставкам бензина на внутренний рынок (де-факто это субсидирование производства бензина). Проблема этого варианта, в частности, в том, что тогда наибольший удельный размер субсидий получали бы ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» - владельцы сравнительно новых НПЗ, а «Роснефть», на которую ляжет основная нагрузка в виде роста НДПИ, получит сравнительно меньше и к тому же должна будет быстрее модернизировать свои мощности. Кроме того, подобные субсидии были бы «вечными», тогда как в Институте Гайдара предлагают довольно быстро обнулить их.

«Завершение налогового маневра необходимо, но, предлагая резкую отмену экспортных пошлин, нужно учесть, что это приведет к существенному сокращению нефтепереработки и закрытию ряда крупных НПЗ»,- отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Даже если предположить, что все НПЗ пойдут по пути модернизации, логистическое отставание заводов в глубине России не позволит им успешно конкурировать при экспорте нефтепродуктов с заводами близ границы и в портах. Это отставание потребуется компенсировать субсидиями из бюджета, что не заложено в предложении экспертов.

Похожие публикации