Бизнес пространство

Посол рф в кндр: северокорейская денуклеаризация будет стоить огромных денег

Сегодня, 30 июля, в редакцию "Военного Обозрения" поступило сообщение посольства КНДР в Российской Федерации, в котором говорится об успешном испытании межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-14". "Военное Обозрение" приводит текст письма целиком:

Под личным руководством Председателя Трудовой партии Кореи, Председателя Государственного Совета Корейской Народно-Демократической Республики (Госсовета КНДР), Верховного Главнокомандующего КНА, высшего руководителя нашей партии, государства и армии товарища Ким Чен Ына ночью 28-го июля 106 года чучхе (2017) успешно проведен второй испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14».

Уважаемый высший руководитель, который незаурядной военной мудростью, смелой волей и сообразительной находчивостью всегда творит всепобеждающие чудеса и объявляет мат победы, опровергая предсказания людей мира, представил боевую задачу сфере по изучению ракет.

Провести в кратчайшее время испытательный запуск, инсценированный максимальную дальность межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14» и еще раз утвердить надежность на полную ракетную систему.

Ученые и техники области государственной обороны – верные бойцы нашей партии, которые с абсолютным доверием к партии разделяют с руководителем и идеи, дыхание, шаги и одним махом берут любую крепость, провели смертельный бой полной уверенностью, что наглядно покажут крепкую мощь стратегических ядерных вооруженных сил ТПК всему миру. И досрочно окончили подготовку второго испытательного запуска межконтинентальной баллистической ракеты.

Уважаемый высший руководитель во время подготовки испытательного запуска второй межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14» каждый день подряд получал доклады об этом. И давал благоразумные указания, а в ночь дня запуска лично вышел на площадку испытательного запуска ракеты и руководил на месте.

Этот испытательный запуск проведен с целью окончательного подтверждения общих технических специфик системы вооружения, включая максимальную досягаемость огня межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14», способной нести большую тяжелую ядерную боеголовку.

Как только уважаемый высший руководитель приказал провести запуск, межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон-14» разом поднялась в далекий космос.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Хвасон-14», запущенная в северно-западном районе нашей страны, поднялась до 3,724.9㎞ (максимальной вершины), пролетела 998㎞ за 47 мин. 12 секунд и точно попала в указанную акваторию в открытом море.

Испытательный запуск проведен под максимально высоким углом, инсценируя максимальную досягаемость огня, и не оказал никакие отрицательные влияния на безопасность окружающих стран.

Уважаемый высший руководитель с гордостью сказал, что еще раз подтверждена надежность системы межконтинентальной баллистической ракеты в этом испытательном запуске, и продемонстрирована способность внезапного запуска межконтинентальной баллистической ракеты в любом месте и в любое время. И ясно доказано, что вся материковая часть США теперь вошли под нашим прицелом.

Уважаемый высший руководитель сказал, что сегодня мы намеренно провели испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты, инсценированный максимальную дальность стрельбы, чтобы строго предупредить США, которые, на днях потеряв разум, носят пустые вздоры. Смотря на нынешний уровень составители политики США наверное правильно поняли, что если хоть пальцами дотронутся до нашего государства, то агрессивное государство так называемое США не обойдутся даром.

Уважаемый высший руководитель сказал, что заносчивый вздор о войне и угроза предельных санкций США в отношении нашего государства наоборот пробудит, воодушевляет нас и подкрепляет наш довод обладания ядерным . И подчеркнул, что для нашего народа, который испытывал на этой земле ужасное бедствие войны американскими зверями, могучая сила сдерживания войны за оборону государства является необходимым стратегическим выбором, ничем необратимым и ни с чем несравнимым дорогим стратегическим имуществом.

Уважаемый высший руководитель отметил, что если, несмотря на наше повторное предупреждение, США опять просунут дурную морду в нашу землю и развернут несуразное игрище ядерным оружием, мы исправим их дурные наклонности нашими стратегическими ядерными силами, которые мы обстоятельно показывали.

Уважаемый высший руководитель горячо поздравил ученых, техников и работников сферы по изучению ракет, которые еще раз демонстрировали на весь мир самостоятельное достоинство и величественный вид чучхейской ядерной державы, мировой ведущей страны по освоению ракет, успешно проводив второй испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14». И сфотографировался на память вместе со всеми. Тот трогательный вид будет оставаться долго в .

Наша Республика под знаменем новой линии параллельного ведения великой Трудовой партии Кореи непременно будет добиться окончательной Победы в антиимпериалистической и антиамериканской борьбе, разработав и усовершенствовав больше мощных стратегических и чучхейских оружий, демонстрирующих на весь мир непобедимую мощь и потенциальные силы развития чучхейской Кореи.

Напоминаем, что КНДР произвела очередной пуск межконтинентальной баллистической ракеты – уже второй за июль. В ночь на субботу появились сообщения о пуске в КНДР новой баллистической ракеты в сторону острова Хоккайдо в Японском море. Она была выпущена в горной провинции Чагандо. По данным южнокорейских военных, новая ракета КНДР пролетела примерно тысячу километров, достигнув максимальной высоты 3,7 тысячи километров. В Южной Корее полагают, что на этот раз испытана, предположительно, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). В США также считают, что КНДР испытала межконтинентальную баллистическую ракету.

По данным российского оборонного ведомства, ракета поднялась на высоту 681 километр и пролетела 732 километра, упав в центральной части Японского моря. Как отметили в Минобороны, Москва отслеживала ракетный пуск Пхеньяна, который был произведен в направлении от границ РФ и опасности для территории России не представлял.

Александр Мацегора рассказал о трудностях в российско-северокорейском сотрудничестве в условиях санкций

Посол РФ в КНДР Александр Мацегора

Москва. 18 июля. сайт - О том, как долго продлится наметившаяся денуклеаризация Корейского полуострова, о роли в этом процессе России, о трудностях в российско-северокорейском сотрудничестве в условиях санкций, о судьбе совместных с участием России и двух Корей экономических проектах рассказал в интервью "Интерфаксу" посол РФ в КНДР Александр Мацегора.

Александр Иванович, началась ли уже практическая подготовка к российско-северокорейскому саммиту, есть ли какая-то ясность по поводу того, где и когда он будет проводиться, и возможно ли, что саммит состоится не в России, а в КНДР?

Что касается российско-северокорейской встречи на высшем уровне, я хотел бы вас отослать к заявлению на этот счёт пресс-секретаря Президента Д.С. Пескова. В крайнем случае, можно обратиться к пресс-релизу ЦТАК по итогам встречи Сергея Викторовича Лаврова с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Там было сказано следующее: стороны договорились о проведении встречи на высшем уровне. Добавить к этому пока нечего.

Официальные лица в США заявляют, что полной денуклеаризации в Северной Корее можно добиться за один год. Насколько реалистичны эти прогнозы, каковы наши расчеты, и можно ли говорить, что этот процесс уже запущен, или пока это все находится на уровне декларации и до какого-то реального прогресса еще далеко?

Процесс денуклеаризации КНДР невозможно оторвать от решения второй части проблемы - предоставления Пхеньяну гарантий отказа США от враждебности по отношению к республике. Это именно то, что северокорейцы указывают в своих официальных документах, в том числе по итогам встречи Трампа с Ким Чен Ыном.

То есть они говорят не только о гарантиях военной безопасности. Гарантии отказа от враждебности - это гораздо более широкое понятие.

Так вот, если президент США гарантирует такой отказ от враждебности, а северокорейский лидер поверит в это, с учетом того, что корейцы по призыву своего руководителя готовы на любые трудовые подвиги (вспомним, как они практически мгновенно разрушили ядерный полигон Пхунгери), Пхеньян может очень быстро зачистить свою ядерную площадку. Главное, чтобы было такое доверие. Впрочем, есть и другие вопросы. Например, финансовые ресурсы.

Северокорейская денуклеаризация будет стоить огромных денег. Приведу один пример. В 2008 году в рамках шестисторонних процесса был согласован в качестве одного из первых шагов вывод из строя башни охлаждения ядерного реактора в Йонбене. Так вот, подготовка проекта ее демонтажа и сам подрыв стоили 2,5 млн. долл., которые американцы заплатили из своего кармана. Сейчас корейцы за свой счет провели расчёты и уничтожили полигон Пхунгери, и я очень сомневаюсь, что они и дальше все будут делать за свой счёт. Ведь речь идет о десятках ядерных объектов. США наверняка захотят до основания разрушить урановые рудники, предприятия, инфраструктуру, научные лаборатории и пр. Это все стоит больших денег и, конечно, потребует экспертной проверки и времени.

Задача архисложная, но то, что американцы разговаривают с корейцами на эту тему, что с руководством КНДР на эту тему говорят президент и госсекретарь США, уже само по себе огромное продвижение вперед. Вашингтон не угрожает, не стягивает эскадры и эскадрильи к Корейскому полуострову, а ищет переговорный вариант урегулирования - это можно только приветствовать.

На данный момент есть какое-то представление, кто мог бы взять на себя это финансовое бремя и обсуждается этот вопрос вообще?

В целом, судя по тому, что заявили корейцы по итогам визита госсекретаря США Помпео в Пхеньян, наши американские коллеги в этот раз не были готовы обсуждать такие детали, в том числе то, что они могут дать взамен. Корейцы сокрушаются, что рассчитывали получить от американцев предложения по созданию системы поддержания мира и безопасности мира на Корейском полуострове (это было указано в заявлении МИД КНДР по итогам визита Помпео). Но этого не произошло.

- А что северокорейцы вкладывают в понятие "отказ от враждебности"?

Они в одном абзаце это понятие ещё ни разу не расшифровали. Однако, если собрать воедино все, что ранее северокорейскими авторами, которые всегда выражают только официальную позицию, было написано на эту тему, получится довольно обширный список требований. Это подписание мирного договора, установление дипотношений с открытием посольств, вывод американских войск с территории Южной Кореи, пересмотр американо-южнокорейских соглашений в области обороны и так далее. Понятно, что весь список - это программа максимум. Каков минимум, на который они согласятся, это надо спрашивать у корейцев, однако запросная позиция у Пхеньяна очень серьезная.

Южнокорейские и американские СМИ пишут, что КНДР якобы активизировала работу на ядерном полигоне в ядерном центре в Йонбене, работает полигон по испытанию ракетных двигателей, в общем, расширяют свои предприятия по созданию баллистических ракет, и что в реальности, предполагают западные журналисты, что Пхеньян намеренно занижает данные о своем ядерном потенциале. У нас есть какая-то информация на этот счет, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эти сообщения? И насколько, на ваш взгляд, Пхеньян действительно искренен в своем стремлении к денуклеаризации или же и американская, и северокорейская стороны ведут себя по принципу "хочешь мира - готовься к войне"?

Список северокорейских ядерных объектов однажды уже был представлен во время шестисторонних переговоров (Россия, Китай, США, Япония и две Кореи – ИФ) , и на этом списке мы в свое время и зубы, и копья поломали немало. Естественно, американцы были недовольны, им показалось, что корейцы не все объекты в него включили.

К слову, эта тема и в будущем обещает быть одной из наиболее сложных. Ведь в практическом плане разговор должен начаться с согласования списка объектов, которые подлежат уничтожению в рамках процесса денуклеаризации. Трудно избежать ситуации, при которой американцы будут считать, что тот или иной объект относится к ядерной программе, а корейцы скажут, что это сугубо гражданское предприятие. Американцы в ответ потребуют допустить их на место, чтобы удостовериться, чем является этот объект на самом деле и т.д. Мы все это уже проходили. Однако, как бы то ни было, всей этой работой придется заниматься. На Ваш вопрос об американских спутниковых данных мне ответить сложно.

Что же касается искренности Ким Чен Ына, то, судя по тому, что и как он говорил во время встречи в Сингапуре с Трампом и в ходе беседы с Лавровым в Пхеньяне – а я был непосредственным участником последней, мне показалось, что он очень искренен. Это, впрочем, мое сугубо личное мнение.

По публикациям в СМИ данных с американских спутников на фоне потепления отношений между США и КНДР, можно ли сделать вывод, что американская сторона не так открыта?

Американцы, например, в контексте российско-американских отношений, зачастую выбирают время и характер некоторых информационных вбросов с тем, чтобы решать какие-то свои внутриполитические вопросы. Я не исключаю, что и здесь мы имеем дело с аналогичным случаем. В США немало тех, кто хотел бы поставить под сомнение то, что делает Трамп на корейской площадке.

Если предположить, что американо-северокорейские контакты продвинутся, им в любом случае потребуется содействие и других сторон? Россия готова предоставить помощь в уничтожении ядерного оружия КНДР с учетом накопленного у нас опыта в этой области?

Наш президент сказал, что, если потребуется, мы готовы предоставить свои гарантии. Конечно же, все, что касается ликвидации военного ядерного потенциала КНДР, это задача, решением которой должны заниматься в первую очередь ядерные державы, "ядерная пятерка", в том числе Россия.

Мы были вовлечены в этот процесс при предыдущих попытках урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова и обязательно будем подключаться к этому процессу в будущем. Впрочем, боюсь, что пройдет еще какое-то время, прежде чем этот вопрос станет актуальным.

В отличие от США российская сторона, как и северокорейская, говорит о необходимости денуклеаризации всего Корейского полуострова. Подразумевает ли это, что ядерное оружие должно быть выведено с территории Южной Кореи, что полуостров должны покинуть американские войска? И должна ли быть связана денуклеаризация с демонтажем американской ПРО в Южной Корее и Японии?

Я хочу обратить внимание на то, что в Сингапурской декларации эта тема обозначена именно как ядерная проблема Корейского полуострова, не северокорейская ядерная проблема. Это неизменная позиция наших северокорейских коллеги и американцы в Сингапуре ее приняли. К слову, и шестисторонние переговоры были по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.

Американцы в своё время заявили, что полностью вывели свое ядерное оружие из Южной Кореи, они утверждают, что сейчас там его нет. Эта тема также затрагивалась во время шестисторонних переговоров. Северокорейцы говорили, что, дескать, если их оппоненты все хотят проверять, то и они будут требовать проверок объектов на Юге на предмет подтверждения отсутствия там американского ядерного оружия. В логике северянам не откажешь, хотя американцы с южанами, помнится, очень нервничали. В том числе и по поводу вопросов с северной стороны о заходах в порты Республики Корея американских ядерных подводных лодок и авианосцев (Американцы не подтверждают и не опровергают наличие ядерного оружия на своих кораблях, которые заходят в порты Южной Кореи).

Так что понятие "ядерная проблема Корейского полуострова" имеет серьезный смысл и значение.

Вы упомянули проверяемый характер денуклеаризации. Из Вашингтона мы слышим формулу о том, что снятие санкций возможно только после того, когда как этот процесс обретет проверяемый необратимый характер. Как мы относимся к этой формуле, и какие шаги, на ваш взгляд, должен предпринять Пхеньян, чтобы началось постепенное снятие санкций?

Я возвращаюсь к Сингапурской декларации. Там было четыре пункта: на первом месте - нормализация двусторонних отношений между КНДР и США, на втором - создание системы поддержания мира на Корейском полуострове; на третьем - денуклеаризация; на четвертом - возврат останков американских военнопленных, погибших в ходе Корейской войны. На следующий день после того, как Ким Чен Ын вернулся в Пхеньян, в местных газетах был опубликован большой отчетный материал по итогам его визита. Там было отмечено буквально следующее: президент США Трамп согласился с тем, что действия сторон в рамках процесса денуклеаризации должны быть поэтапными и синхронными. Это означает, что в американской администрации есть понимание контрпродуктивности требований исключительно односторонних шагов со стороны КНДР, надо что-то предлагать и делать взамен. Ослабление санкций - один из возможных вариантов.

- К нам Пхеньян не обращался за содействием в снятии международных санкций?

Дело в том, что КНДР не признает санкции СБ ООН. Они считают, что эти рестрикции несправедливы и незаконны, и отказываются их признавать. Поставишь вопрос об их ослаблении или снятии - признаёшь санкции. Тут такая логика.

Как на данный момент вы можете оценить гуманитарную ситуацию в Северной Корее, нуждается ли страна в какой-то дополнительной помощи. Если да, то в какой прежде всего?

Темой гуманитарной ситуации в КНДР занимаются в первую очередь ООНовские и прочие международные и национальные гуманитарные организации.

Ситуация в этом смысле, конечно, остается в КНДР напряженной. Речь идет и о нехватке продовольствия, и о дефиците медикаментов, и других трудностях, которые испытывают в первую очередь наименее защищенные слои населения. Улучшения положения мы не фиксируем. Северной Корее остро необходима помощь.

При этом санкции, мягко говоря, не способствуют решению имеющихся проблем. Доставка, например, гуманитарных грузов, которые международные организации собирают, в том числе, кстати, за счет взносов России, сталкивается с неимоверными сложностями. Сложно финансировать оперативную деятельность работников гуманитарных агентств - банковские каналы полностью перекрыты.

На прошлой неделе в западных агентствах появились сообщения со ссылкой на источники, что американская сторона подала жалобу в комитет по санкциям СБ ООН на то, что Северная Корея нарушает нефтяное эмбарго. В этом документе фигурировало российское судно под российским флагом, которое якобы участвовало в перегрузке нефтепродуктов. Вам что-либо известно на этот счет?

В этом вопросе мне все понятно. Объясню почему. Вся поставка бензинов и дизельного топлива, которая осуществляется из России, ежемесячно нами докладывается в Комитет 1718 Совета Безопасности ООН. Речь, как правило, идет о нескольких сотнях тонн качественного российского бензина и дизельного топлива. Это, как мы понимаем, полностью удовлетворяет потребности Республики в качественном топливе. Основная же часть поступающих в КНДР нефтепродуктов - и в этом мы иногда убеждаемся на работе автопарка нашего Посольства - таких марок и сортов, которые в России не производятся. Оно гораздо дешевле, чем то, что поставляется из нашей страны.

Я не вижу смысла использования именно российского судна для того, чтобы каким-то не вполне открытым образом доставлять сюда продукцию третьих стран.

- Но по официальным каналам претензии к нам не поступали?

По официальным каналам таких подкреплённых фактами претензий в наш адрес не поступало.

В интервью нашему агентству в январе этого года вы говорили, что оцениваете на тот момент ситуацию в нашей торговле взаимной как критическую. Скажите, за эти полгода ситуация изменилась в лучшую сторону?

Нет. К сожалению, ситуация если изменилась, то в худшую сторону. Поскольку санкции действуют, почти все каналы перекрыты, наши бизнесмены не хотят рисковать, наши банки, можно сказать, шарахаются от любого упоминания КНДР.

Но я должен сказать, что во всех этих не очень радостных для меня, как посла, моментах есть один позитив: я еще раз убеждаюсь в том, что наша таможня, наши пограничники, наши финансовые контролирующие службы работают четко.

Соответствующие указы президента по вопросам отношений России с КНДР выполняются неукоснительно.

То есть получается, что те заявления, которые были сделаны во время визита главы северокорейского МИД в Москву, во время визита Сергея Викторовича в Пхеньян о том, что мы намерены активизировать, наращивать активно торгово-экономическое сотрудничество пока только на уровне деклараций, санкции не дают это реализовать?

Намерения и желания есть и у нас, и у наших корейских коллег. Есть большие хорошие наработки. Объективно у наших экономик есть взаимодополняемость - у корейцев имеется то, что нужно нам, у северян есть желание закупать очень многое из того, что есть у нас. Но, повторюсь, существуют серьёзные, труднопреодолимые проблемы, о которых я уже говорил. Сами посудите, любое судно, которое посетит северокорейский порт, потом очень долго не получит разрешения на заход в большинство портов других стран. К сожалению, условия для торговли с Пхеньяном остаются очень сложными.

И Сеул, и Пхеньян выражали готовность перезапустить трехсторонние экономические проекты с Россией. Какие из этих проектов имеют шанс на реализацию в обозримом будущем?

Я всегда говорю, что проекты трехстороннего сотрудничества имеют очень хорошую перспективу. И рано или поздно эти программы обязательно будут реализованы - просто в силу очевидной выгоды для всех участников.

Но санкции влияют и на эти направления нашего взаимодействия. За что ни возьмись, все упирается, в санкции, и не только совбезовские, но и национальные. У южан, например, по-прежнему действуют так называемые "меры 24 мая", которые вообще запрещают компаниям и гражданам РК чем бы то ни было заниматься с Северной Кореей. Поэтому все, что в Сеуле говорят о намерении продвигать трёхстороннее сотрудничество, это пока декларации, не подкреплённые практическими делами. И если санкции СБ ООН - закон, обязательный для исполнения для всех для нас, то южнокорейские меры - это то, что Сеул мог бы подправить самостоятельно, тем более с учётом начавшегося процесса межкорейского примирения.

- Выходит, что сейчас мяч на стороне Сеула?

Во всяком случае, это так по проекту поставок нашего угля в Южную Корею через северокорейский порт Раджин.

Этот проект не включен в санкции СБ ООН, и мы готовы хоть сейчас начать поставку угля через Раджин в Южную Корею.

- А северокорейцы тоже готовы?

Они, естественно, готовы. Как только наши южнокорейские коллеги ослабят свои санкции по раджинскому проекту, порт оживет, начнётся работа, будет сделан первый шаг на очень перспективном направлении трёхстороннего сотрудничества.

Заключительный вопрос касается северокорейских рабочих, которые к 2019 году в соответствии с решениями СБ ООН должны покинуть территорию РФ. Сколько рабочих-контрактников из Северной Кореи остается к настоящему времени в России?

Их численность сократилась примерно вдвое по сравнению с тем, что было до санкций (приняты в декабре 2017 года – ИФ) .

- То есть было порядка 30 тыс человек, а осталась половина?

fix

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С КНДР

12 октября 1948 г. СССР первым установил с КНДР дипломатические отношения. Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне заключен новый межгосударственн ый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северо корейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская декларации (2001 г.), подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровне, развиваются контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

24 августа 2011 г. в Улан-Удэ состоялись переговоры Д.А.Медведева с Ким Чен Иром, в ходе которых обсуждался широкий круг вопросов двусторонних отношений, а также региональная проблематика, включая ситуацию вокруг урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. В повестку дня были также включены вопросы реализации трехсторонних (Российская Федерация – Республика Корея – КНДР) проектов экономического сотрудничества – соединения корейских железных дорог с Транссибом, строительства линии электропередач и прокладки газопровода из Российской Федерации в Республику Корея по территории КНДР.

Кончина Ким Чен Ира (19 декабря 2011 г.) и ускоренная передача властных полномочий Ким Чен Ыну изначально не оказывали существенного влияния на общий вектор развития двусторонних отношений. В ходе состоявшегося обмена телеграммами Ким Чен Ын заверил российское руководство в том, что преемственность политики КНДР на российском направлении будет сохранена.

Однако северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества в конце 2012 - начале 2013 гг., не могли не оказать негативного влияния на динамику развития наших отношений. Россия поддержала соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 года, которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном программ в этой области. Многие намечавшиеся двусторонние мероприятия и контакты были отменены. В частности, на более поздние сроки было перенесено проведение заседания Межправкомиссии.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП. В 2013 г. состоялся обмен поздравительными телеграммами на высшем уровне по случаю дня Освобождения Кореи (15 августа), В.В.Путин направил Ким Чен Ыну телеграмму по случаю 65-летия образования КНДР (9 сентября), наши министры поздравили друг друга с 65-летием установления дипотношений (12 октября). 4 июля 2013 г. в Москве состоялись консультации Первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова и заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с Первым заместителем Министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном.

5-10 февраля с.г. в Российской Федерации побывал Председатель Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Нам, принявший участие в церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр. 7 февраля в Сочи у него состоялся краткий протокольный контакт с В.В.Путиным. Были также проведены переговоры с В.И.Матвиенко.

В ходе визита в Пхеньян Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова 21-22 марта с.г. были предметно обсуждены вопросы двустороннего торгово-экономич еского сотрудничества.

25-27 марта состоялась поездка в Пхеньян Министра по развитию Дальнего Востока А.С.Галушки в качестве сопредседателя российско-северо корейской Межправительстве нной комиссии по торгово-экономич ескому и научно-техническ ому сотрудничеству, в ходе которой в конструктивном ключе прошел обмен мнениями о дальнейшем совершенствовани и механизмов межгосударственн ого взаимодействия в торгово-экономич еской и научной отраслях.

28-30 апреля состоялся визит в КНДР Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. Глава российской делегации имел встречи с Председателем Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Намом, Председателем Кабинета министров КНДР Пак Пон Дю, заместителем Председателя Кабинета министров, Председателем Госплана КНДР Ро Ду Чером.

Продолжается совершенствовани е договорно-правов ой базы двусторонних отношений – подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, План обменов между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел КНДР на 2013-2014 гг. и ряд других протоколов и договоров. Готовятся к подписанию Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство сторон о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам.

Россия является одним из традиционных торгово-экономич еских партнеров КНДР. Международные санкции, а также введенные некоторыми странами односторонние ограничения серьезно осложняют развитие наших экономических связей. Тем не менее, объем российско-северо корейского товарооборота в 2013 году увеличился на 64,2% по сравнению с 2012 годом и составил 112,7 млн. долларов США, в т.ч. российский экспорт в КНДР - 103,4 млн. долл. (увеличение на 77,0%), импорт из КНДР - 9,3 млн. долл. (сокращение на 9,1%).

Единственным реализуемым на практике двусторонним инвестиционным проектом на данном этапе является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин (практически завершена) и третьего причала порта Раджин (планируется завершить к середине 2014 г.), осуществляемые ОАО «РЖД» в интересах создания крупного перегрузочного терминала.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие – в 2013-2014 году по линии международных организаций в КНДР поставлены витаминизированн ая пшеничная мука, 50 пожарных машин, и, а также комплекты медицинского оборудования и лекарства. Кроме того, существенная помощь идет и по двусторонней линии.

Несколько активизировались контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений. Возобновились гастроли российских творческих коллективов в КНДР – по случаю 65-летия установления дипломатических отношений между двумя странами в октябре 2013 года в Пхеньяне выступал «Оркестр 21 века» под руководством народного артиста России П.Б.Овсянникова. В апреле с.г. в КНДР в фестивале «Апрельская весна» принял участие Ансамбль внутренних войск МВД России под руководством народного артиста России В.П.Елисеева.

fix

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Площадь - 122,8 тыс. кв. км, или 55% территории всей Кореи. На севере граничит с КНР (1360 км) и Российской Федерацией (39,1 км, в т.ч. по реке Туманган – 16,9 км, по морю - 22,2 км). Население – около 24,5 млн. человек. Столица - Пхеньян (с пригородами – 2,6 млн. жителей).

Административно КНДР состоит из девяти провинций, двух городов с особым статусом – Нампхо и Расона, уездов и деревень. Особым административным статусом обладают Расонская торгово-экономическая, Кэсонская промышленная и Кымганская туристическая зоны.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

КНДР - социалистическое государство.

Высшим руководящим органом страны объявлен Государственный комитет обороны КНДР. Его Первый председатель - Ким Чен Ын - является «высшим должностным лицом», верховным главнокомандующим Корейской народной армии (КНА).

Согласно Конституции, высший законодательный орган - однопалатное Верховное народное собрание (ВНС) КНДР, избираемое на пять лет. В период между сессиями его работой руководит Президиум ВНС. Последние выборы в ВНС проведены в марте 2014 года. Председатель Президиума ВНС - Ким Ён Нам (представляет КНДР во внешних связях), Председатель ВНС - Цой Тхэ Бок.

Высшим административно-исполнительным органом власти является Кабинет министров. Председатель Кабинета министров – Пак Пон Дю.

Местные органы власти - провинциальные, городские, уездные народные собрания избираются сроком на четыре года. В период между сессиями власть на местах осуществляют народные комитеты.

Особую роль в северокорейском обществе играет Трудовая партия Кореи (Первый секретарь ТПК - Ким Чен Ын), которая насчитывает около 4 млн. членов и кандидатов в члены.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

КНДР проводит курс «опоры на собственные силы» в экономике, ориентируясь на жесткую административно-командную систему. Положение в народном хозяйстве страны, переживающей глубокий системный социально-экономический кризис, остается сложным.

В 2013 году на мартовском пленуме ЦК ТПК было принято решение о проведении нового стратегического курса "пенчжин", суть которого сводится к параллельному экономическому строительству и наращиванию "сил ядерного сдерживания".

КНДР крайне милитаризирована. Численность КНА составляет около 850 тыс. человек. Около 15% бюджета тратится на оборону.

4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КНДР поддерживает дипломатические отношения со 166 странами, а также с Евросоюзом и АСЕАН, является членом более 250 международных организаций.

КНДР вступила в ООН одновременно с Республикой Корея в 1991 году.

В основе внешнеполитической доктрины Пхеньяна лежат идеи «самостоятельности» и «самобытности», противопоставляемые глобализации и открытости в мировой политике и экономике. В международных отношениях КНДР отстаивает принцип государственного суверенитета, выступает против любых действий, направленных на оказание силового давления и вмешательство во внутренние дела независимых государств.

КНДР осуществляет свою внешнеполитическую деятельность в условиях санкций, введенных в соответствии с резолюциями СБ ООН (№№1718, 1874, 2087, 2094, 2270), осуждающими северокорейскую ракетно-ядерную программу.

5. МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КНДР и Республика Корея провозглашены соответственно 9 сентября и 15 августа 1948 года после провала попыток воссоздать единое корейское государство. По Соглашению о перемирии, подписанному 27 июля 1953 года по итогам войны 1950-1953 годов, Северную и Южную Корею разделяет военно-демаркационная линия, по обе стороны которой проходит демилитаризированная зона общей шириной 4 километра.

В июле 1972 года подписано Совместное заявление Севера и Юга, в котором зафиксированы основные принципы объединения - самостоятельно, без опоры на внешние силы; мирным путем; на основе «великой национальной консолидации».

В 1991 году КНДР и РК заключили Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, в 1992 году приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова.

За всю историю отношений состоялись два межкорейских саммита. Оба прошли в Пхеньяне: 13-15 июня 2000 года между бывшим руководителем КНДР Ким Чен Иром и тогдашним президентом РК Ким Дэ Джуном и 2-4 октября 2007 года между Ким Чен Иром и бывшим в то время президентом РК Но Му Хёном.

Проведенные в 2016 году в КНДР ядерное испытание и пуск ракеты-носителя осложнили перспективы нормализации межкорейских отношений и стали поводом для наращивания военной активности США и РК в Северо-Восточной Азии.

6. РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне был заключен новый межгосударственный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северокорейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская (2011 г.) декларации, подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровнях; развивают контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

Северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества, оказали негативное влияние на динамику развития двусторонних отношений. Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН №2270 от 2 марта 2016 г., которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном ракетно-ядерных программ.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП.

Продолжается совершенствование договорно-правовой базы двусторонних отношений: подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулированного промысла морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам и ряд других документов.

Объем российско-северокорейского товарооборота остается невысоким и в 2014 году составил 92,3 млн. долларов США.

Единственным получившим практическое воплощение двусторонним инвестиционным проектом является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин и пирса в порту Раджин.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие по линии международных организаций, а также по двусторонним каналам.

Развиваются контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений.

Похожие публикации